О государственной программе патриотического воспитания на 2011-2015 годы

госпрограммаВ соответствии с поручением Правительства Российской Федерации  в декабре 2007 года Росвоенцентр совместно с федеральными органами исполнительной власти, ведущими общественными организациями разработали проект государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы».

Для подготовки проекта программы была образована Межведомственная редакционная группа  в составе представителей федеральных министерств и ведомств, Российской академии наук, Российской академии образования, Российской академии медицинских наук, ряда субъектов Российской Федерации, трех ведущих общественных организаций, Всероссийская общественная организация ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов и Российский комитет ветеранов войны и военной службы).

Членам рабочей группы была обсуждена концептуальная часть, направления основных усилий, и структура  будущей программы.  В тоже время были  отправлены обращения к руководителям федеральных министерств и ведомств, субъектов Российской Федерации, ведущих общественных организаций страны с просьбой  направить в Росвоенцентр свои предложения Всероссийского и межрегионального характера  для их  включения в проект Программы.

Такие предложения, как по структуре, так и по содержанию будущей  третьей Программы поступили от большинства министерств и ведомств, регионов страны,   российских академий, многих  общественных, в том числе, ветеранских и молодежных организаций. Всего около 3000 предложений. Абсолютное большинство наиболее значимых всероссийских и межрегиональных мероприятий были  включены в  проект новой  Программы.

Надо отметить то, что некоторые из тех, кто знакомился с проектом программы, говорили, что она далеко не всеобъемлющая, слабо детализирована, среди головных исполнителей отсутствуют администрации регионов.

В общих чертах можно согласиться, но с некоторыми пояснениями.

Программа государственная и выражает его политику в части патриотического воспитания граждан страны. В ней даны основные концептуальные установки и основные мероприятия федерального характера. То есть программа является как бы основой для того, чтобы федеральные министерства и ведомства и субъекты Российской Федерации руководствуясь ею, разработали свои ведомственные, а главное – региональные долгосрочные детальные и всеобъемлющие программы с учетом своих ведомственных и региональных условий и особенностей. Естественно и общественным организациям при разработке своих планов патриотического воспитания граждан целесообразно учитывать политику государства в этом вопросе и проводимые программные мероприятия общероссийского и регионального характера.

Надо сказать, что госпрограмма на 2011-2015 годы является логичным и неотъемлемым продолжением государственных программ на 2001-2005 годы и 2006-2010 годы, она сохраняет непрерывность процесса по дальнейшему формированию патриотического сознания российских граждан и является одним из основных факторов единения нации.

Программа включает комплекс нормативных, методических, научно-исследовательских и организационных общероссийских и межрегиональных мероприятий по дальнейшему развитию и совершенствованию системы патриотического воспитания граждан, направленных на обеспечение стабильного экономического и социального развития страны, укрепление обороноспособности Отечества и государственной целостности России, становление патриотизма в качестве нравственной основы формирования активной жизненной позиции граждан.

В концептуальной части программы изложены ее основные цели, задачи, механизм реализации, ресурсное обеспечение и ожидаемые результаты.

Основная часть (Приложение 1) содержит два раздела.

В первом разделе спланирован комплекс мероприятий, направленных на совершенствование организационно-методической системы и информационного обеспечения патриотического воспитания.

Во втором разделе содержатся мероприятия, патриотического воспитания граждан Российской Федерации, проводимые в связи с основными памятными датами и событиями в истории Отечества.

Их направленность и тематика учитывают, прежде всего, положительный опыт подготовки и проведения 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне.

В программе особо уделено внимание в ходе патриотического воспитания граждан страны – преемственности традиций российского народа по защите своего Отечества.

Средства федерального бюджета на реализацию программы выделяются головным исполнителям - федеральными органами исполнительной власти и организациями согласно приложению № 2.

Сегодня идея патриотизма в России становится одним  из важных ресурсов консолидации общества.

Именно поэтому проведение единой государственной политики по патриотическому воспитанию граждан России направлено на достижение его  целей путем плановой, непрерывной и согласованной деятельности органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления и общественных организаций.

Реализация двух предыдущих программ в целом обеспечили создание постоянно действующей системы патриотического воспитания. Сформированы и действуют федеральные структуры (советы, комитеты), осуществляющие координацию деятельности органов государственной власти различных уровней, научных и образовательных учреждений, общественных организаций и творческих союзов по решению проблем патриотического воспитания. В большинстве субъектов Российской Федерации созданы и работают региональные межведомственные координационные советы и центры патриотического воспитания. Приняты и реализуются ведомственные и региональные программы патриотического воспитания.

Совершенствуется комплекс нормативно-правового, научного и организационно-методического сопровождения Программы. В этом плане интересны исследования, проводимые в РАН, РАО, отдельных ВУЗах страны, анализирующие феномен патриотизма в новых исторических условиях.

В ряде федеральных структур и в регионах заложены основы подготовки кадров – организаторов патриотического воспитания граждан.

В тоже время, для совершенствования системы и процесса патриотического воспитания необходимо вести дальнейшую плановую работу по решению ряда проблем, в том числе в области научно-аналитических исследований, в части развития материально-технического обеспечения воспитательной базы, своевременной проработки законодательных вопросов в данной области, усиление воспитательной составляющей в государственных образовательных стандартах, преодоление дефицита профессиональных кадров для ведения работы по патриотическому воспитанию граждан.

Основной целью Программы является дальнейшее совершенствование системы патриотического воспитания, предусматривающее ее последующее развитие, в том числе в органах местного самоуправления, учебных и трудовых коллективах и обеспечивающее более широкое вовлечение граждан  страны в процесс их духовного и патриотического становления.

Решение этой задачи будет осуществляться путем реализации программных мероприятий.

Комплекс программных мероприятий, а их более 200 предусматривает охват патриотическим воспитанием всех категорий граждан Российской Федерации. Однако приоритетным направлением Программы является патриотическое воспитание подрастающего поколения – детей и молодежи.

Особое внимание обращается на дальнейшее совершенствование сложившейся системы патриотического воспитания граждан, с учетом приобретенного за последние годы опыта.

Одновременно предусматривается больше уделять внимание вопросам, которые пока решаются далеко не в полной мере: это привлечение СМИ к работе по патриотическому воспитанию граждан и, прежде всего, центральных СМИ, более широкое вовлечение семьи в воспитательный процесс подрастающего поколения, организация работы по патриотическому воспитанию граждан в трудовых коллективах, более тесное взаимодействие государственных и общественных структур в ходе проведения мероприятий патриотической направленности.

Организационное сопровождение Программы, как это было и ранее, осуществляет Российский государственный военный историко-культурный центр при Правительстве Российской Федерации.

Головными исполнителями Программы являются Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, Российский государственный военный историко-культурный центр при Правительстве Российской Федерации.

Головные исполнители, федеральные органы исполнительной власти – исполнители Программы:

разрабатывают ведомственные программы патриотического воспитания с указанием конкретных работ по выполнению мероприятий Программы с учетом специфики ведомства, необходимых затрат по каждому мероприятию и источников их финансирования;

организуют выполнение ведомственных программ, проводят конкурсный отбор исполнителей конкретных работ по реализации мероприятий ведомственных программ в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральные министерства и ведомства, администрации субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления разрабатывают свои ведомственные (региональные) программы (или планы) патриотического воспитания граждан и организуют их выполнение.

Финансирование Программы в 2011-2015 годах предусматривается за счет средств федерального бюджета и за счет средств внебюджетных источников, выделяемых из фондов творческих союзов, организаций культуры, спортивных, научных и других организаций, участвующих в патриотическом воспитании, а также средств юридических и физических лиц, поступающих в порядке безвозмездной помощи, шефства и спонсорства.

Основным результатом реализации Программы должны стать положительная динамика роста патриотизма в стране, возрастание социальной и трудовой активности граждан, особенно молодежи, дальнейшее укрепление социально-экономической и политической стабильности, укрепление национальной безопасности.

Росвоенцентр